Межрегиональный профсоюз предпринимателей «Лига Свободы» обратился с открытым письмом к Мэру Москвы Сергею Собянину о критической ситуации с мелкорозничной торговлей и малым торговым бизнесом в Москве

Мэру Москвы

С.С. Собянину

 

Членам Совета Федерации ФС РФ

Депутатам Государственной думы РФ

Депутатам Московской городской Думы

В средства массовой информации

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Мэру Москвы С.С. Собянину

 

О катастрофической ситуации с мелкорозничной торговлей

и малым торговым бизнесом в Москве

 

Уважаемый Сергей Семенович!

Наш Профсоюз является одним из учредителей и старейших членов ОПОРЫ РОССИИ и объединяет предпринимателей преимущественно в сфере розничной торговли. Мы обращаемся к Вам в связи с той, на наш взгляд, катастрофической ситуацией, которая сложилась на потребительском рынке Москвы, в первую очередь с нестационарной и ярмарочной торговлей.

Мы, безусловно, согласны с тем, что торговля, как и все сферы экономики, должна быть цивилизованной, и мы также боремся за это. Но мы уверены, что основная причина недостойного состояния торговли в городе заключается в той политике, которую много лет проводили московские власти.

В этой связи все – и власти, и предприниматели – должны приложить максимум усилий к тому, чтобы в Москве появилась нормальная, цивилизованная мелкорозничная, ярмарочная и нестационарная торговля, такая торговля, которая является отличительной особенностью и украшением городов Европы и США, которая позволяет жить и работать огромному количеству людей, которая дает возможность мелким производителям сбывать свою продукцию, а гражданам – покупать местные товары за приемлемые деньги.

Но нас очень настораживает тот подход, которым началось «оцивилизовывание» потребительского рынка в Москве сейчас. Происходящий в настоящий момент снос ларьков в Москве вызывает недоумение и лишний раз говорит о неуважении к мелкорозничной торговле и о полном пренебрежении интересами самих торговцев, хотя многие из них работают строго в соответствии с теми несовершенными правилами, которые установлены предыдущей городской властью. А строить цивилизованную торговлю нецивилизованными методами недопустимо, о чем справедливо говорит Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов и с чем следует согласиться.

Итак, о главном. Можно с уверенностью сказать, что все годы правления предыдущей городской администрации – это годы борьбы малого торгового бизнеса за выживание.

Сейчас почему-то вообще не затрагивается такой аспект деятельности прежних московских властей, как монополизация розничной торговли и перераспределение финансовых потоков от торговли в «нужные» руки. Хотя, на наш взгляд, эта тема не менее важна, чем ужасающая ситуация с пробками, торговлей должностями, монополизмом в строительстве и другими подобными «достижениями».

Вместо того, чтобы развиваться, расширяться, приносить пользу своим семьям, городу и стране, мелкие предприниматели искусственно поставлены прежними городскими властями в такие условия, когда практически единственной возможностью легально работать является огромная аренда на рынке или в третьесортном торговом комплексе, аренда, несовместимая по размерам и условиям ни с какими цивилизованными странами.

Созданная в Москве система привела к тому, что почти вся прибавочная стоимость предпринимателей «выкачивается» в виде аренды и оседает в карманах лиц, аффилированных с городскими или местными властями, так как именно они по сложившейся системе кормлений владеют этими доходными местами. При этом над реальными предпринимателями постоянно висит угроза закрытия, сноса, повышения аренды и т.д. и т.п.

Нельзя забывать, кроме прочего, что малому бизнесу попросту закрыта возможность арендовать помещение в так называемых «цивилизованных» торговых комплексах, и этой возможности нет даже не по причине высокой аренды, а по причине того, что туда допускаются исключительно сетевые структуры. Обратите внимание, что во всех крупных торговых комплексах – одни и те же узнаваемые бренды, марки только сетевых магазинов – малые предприниматели, если там и встречаются, то находятся в абсолютном меньшинстве! Отечественный производитель представлен там также весьма ограниченно.

Коррупционные преференции торговым сетям со стороны местных властей давно обсуждаются на всех уровнях, но в Москве эта ситуация приобрела подчеркнуто, гротескно страшный характер, ибо в регионах России несетевой предприниматель может хотя бы арендовать место в хорошем торговом комплексе (пусть этот комплекс и построен друзьями или родней чиновника). В Москве мы лишены и такой возможности.

Монополизм и клановость в строительном секторе Москвы, о которой так много говорят в последнее время, привели к тому, что стоимость нежилых помещений в новостройках (а в зданиях советской постройки торговых площадей, как правило, не предусматривалось) настолько высока, что делает невозможным динамичное развитие малого бизнеса в собственных помещениях. Ибо для покупки небольшого помещения в Москве на 1-м этаже, в относительно неплохом месте, если оно вообще найдется, нужно выложить как минимум 700 тысяч долларов США. Так как у большинства предпринимателей подобных денег нет и в сложившейся системе не будет, они вынуждены брать помещения в аренду по таким ставкам, при которых, как правило, до 80% прибыли идет на уплату аренды, так как собственники помещений, подчиняясь общему ажиотажу роста цен на «квадратные метры», не идут на снижение, а дефицит торговых площадей в Москве огромен. На эти деньги в Америке или, тем более, в Турции можно открыть серьезный производственный бизнес, а не  просто маленький магазинчик!

Нередко приходится слышать о льготных ставках аренды для малого бизнеса в помещениях, принадлежащих городу. Такие помещения, действительно, существуют, но они составляют ничтожную часть московских коммерческих площадей и давно поделены, доступ к ним новых претендентов фактически закрыт. Впрочем, предыдущая администрация проводила политику на передачу и того, что осталось, крупному бизнесу.

Еще хуже ситуация с продажей помещений для малого бизнеса. В 2008 г. был  принят Федеральным закон, регламентирующий выкуп субъектами МСП арендуемых в течение длительного периода помещений, причем конкретные условия приватизации должны устанавливаться субъектами федерации. В Москве были выбраны такие ставки и такой период выкупа, что, по состоянию на период двухмесячной давности, ни один предприниматель не воспользовался правом льготной приватизации.

Подавляющее большинство из продаваемых объектов через СГУП по продаже имущества города Москвы являются машиноместами в гаражах, а не реальными объектами недвижимости, пригодными для  ведения бизнеса. Так, по данным www.mossgup.ru, из 82 объектов, выставленных на продажу до конца 2010 года, 59 продаваемых объектов являются машиноместами, а лишь только 23 являются нежилыми помещениями, предназначенными для ведения бизнеса. Впрочем, доступных для малого предпринимателя среди них наберется не более десятка.

 

Наши чиновники, обосновывая административное свертывание мелкорозничной и мобильной торговли, любят ссылаться на опыт западных стран, в которых, якобы, основная торговля ведется из магазинов, а также на нецивилизованный характер мелкой розницы вообще.

На самом же деле, во-первых, именно опыт развитых стран Западной Европы и США демонстрирует нам все возможности нестационарной торговли, не ограниченной бюрократическими рамками. В странах Западной Европы и США мелкорозничная, ярмарочная и мобильная торговля – это заметный сегмент торговли, зачастую определяющий колорит европейских и североамериканских городов (см. фотографии и доклад Комиссии по мелкорозничной и ярмарочной торговле ОПОРЫ РОССИИ). И, во-вторых, в этих странах не стоит проблем катастрофической нехватки торговых площадей, которая досталась нам в наследство от советского времени. Так, для сравнения, в России средняя обеспеченность торговыми площадями, как минимум, в десять раз ниже, чем в Европе и, уже тем более,  в США (менее 0,18 кв. метров  площади на человека в России против 1,5 - 1,8 кв. м. в Германии и США  соответственно). В крупных городах Европы и Америки обеспеченность торговыми площадями на душу населения еще выше.

Поскольку быстрое строительство достаточного количества магазинов невозможно, единственным выходом остается нестационарная, ярмарочная и рыночная торговля.

Мы не отрицаем, что та мелкорозничная торговля (торговля на рынках, ярмарках, иная нестационарная торговля), которая сложилась в Москве, действительно далека от цивилизованности.

И мы утверждаем, что пресловутый «нецивилизованный» характер мелкой розницы в Москве – прямая вина коррумпированных московских чиновников, так как именно они создали такую схему работы, при которой мелкий предприниматель превратился в бесправную дойную корову, и его заботит только борьба за собственное выживание. Предприниматель просто не в состоянии вкладывать во внешний вид объекта, в формат обслуживания, так как почти все деньги и без того уходят в карман арендодателя. Да и зачем вкладывать, если прямо завтра тебя могут попросить освободить территорию? Куда тогда идти со своим прекрасно и дорого оформленным ларьком или палаткой?

Мелкая, нестационарная и мобильная торговля во многих странах является в большей степени источником первоначального капитала и опыта для будущих владельцев уже собственных стационарных магазинов. Например, по оценкам многолетних деловых контактов членов нашего Профсоюза, большинство торговцев-арендаторов мест на рынках и в торговых комплексах в Турции, начавших свой бизнес в 1990-х – начале 2000-х годов, к 2008 г. уже являлись владельцами собственных помещений, а к 2010 году многие из них открыли собственное производство, будучи уже опытными предпринимателями. Мы рады за турецких коллег, но тем больнее видеть то, что происходит с нами самими в нашем же родном городе.

Наши, московские мелкие предприниматели как бегали в 1990-х с клетчатыми сумками и мешками по грязным рынкам и торговым комплексам-«помойкам», так и продолжают, в известной мере, делать это до сих пор, отдавая львиную долю своего дохода, который за два десятка лет можно было бы обратить на цели развития, дельцам-временщикам, поставленным городскими и окружными чиновниками «на кормление» с целью максимально «отжать» вверенный им участок.

В условиях полного бесправия многие приличные люди, которые могли бы определять цивилизованное лицо малого торгового бизнеса, отказались от работы в мелкой рознице, а мелкие производители вообще не могут потянуть создание собственной сбытовой точки. Поэтому ситуация усугубляется тем, что торговые ниши занимают те, кому не нужны права. Но им не нужны и обязанности, что уж там говорить о внешнем оформлении! В силу клановости московской системы кормлений, мелкая розница отдана «на откуп» диаспорам из Закавказья и Востока. Достаточно вспомнить пресловутый «Черкизон» - апофеоз лживого и двуличного подхода прежних московских властей к «оцивилизовыванию» розничной торговли. Это, на наш взгляд, в немалой степени определило тот внешне неприглядный, «нецивилизованный» характер московских рынков, второсортных торговых комплексов, псевдоярмарок, нестационарных ларьков, павильонов и пр., который исторически присущ Востоку. И вина в этом полностью лежит на прежних властях, а не на бесправных и раздавленных предпринимателях!

Чтобы понять весь ужас ситуации, достаточно привести несколько цифр. Так, торговое место с двухметровым прилавком на московском рынке обойдется минимум в 1000 рублей в день (на самом деле реальная цена колеблется от 2000 до 3000 рублей в день и более). То же самое касается и пресловутых «ярмарок выходного дня». Для сравнения: место на ярмарке в Берлине стоит… 1,5 евро в день! То есть счет идет уже на разницу в несколько десятков раз! Это и не удивительно: в Германии ярмарки организуют предпринимательские ассоциации, собирающие деньги лишь на компенсацию своих расходов. У нас же владельцы рынков и организаторы ярмарок – коммерческие структуры, нацеленные на максимизацию своих доходов и, соответственно, арендной платы. Откуда в таких условиях в Москве взяться приемлемым ценам на продукты?

Хваленые московские ярмарки мёда обходятся торговцам вообще в запредельные суммы. По нашим данным, с учетом всякого рода сборов, требований, приобретения упаковки и символики только у «правильных» фирм под угрозой быть удаленным от возможности участия в ярмарке, торговое место обходится около 7000 рублей в день, и это не предел! Плата берется авансом за весь период работы. И при этом не все желающие торговать допускаются до этого торгового мероприятия, так как количество мест искусственно ограничено, а за пределам ярмарки, как было сказано выше, возможности невелики. С каждым годом сумма за торговлю на ярмарке меда росла, в результате чего количество реальных пчеловодов не ней постоянно уменьшалось, а количество перекупщиков росло. Ведь чтобы «отбить» стоимость участия в мероприятии, нужно иметь возможность продать достаточно много меда, а большинство пчеловодческих хозяйств в России не являются высокотоварными. Кроме того, желающие платить больше получали все большее количество лучших мест. Потому и цены на мед в целом по Москве взвинчены именно за счет высоких цен на знаковой ярмарке. При этом, ориентируясь на последние ценовые тенденции московской ярмарки, производители и торговцы медом уже по всей стране также поднимали цены, в том числе, чтобы не выглядеть продавцами поддельного товара. Таким образом, завышение цен происходит повсеместно.

Наконец, пример с нестационарными ларьками и павильонами. Значительная часть нестационарных павильонов, тонаров, ларьков и прочих таких объектов принадлежит фирмам, выигравшим «конкурсы» в префектурах административных округов Москвы на установку нестационарных торговых объектов. Они выигрывают конкурсы целыми пачками: по 20-30 мест сразу. Понятно, что эти фирмы представляют интересы местных чиновников. И уже они сдают торговые объекты реальным предпринимателям. Аренда, например, тонара составляет около 50000 рублей в месяц. И, при этом нет никаких гарантий, что этот тонар или ларек не снесут к приезду начальства или попросту без объяснений, что происходит, кстати, в эти дни. Особенно шатким становится положение малого бизнеса, если место поблизости облюбовал себе новый сетевой магазин. Совершенно неясно, почему, вопреки провозглашаемым постулатам о развитии конкуренции, чиновники многие годы считали «ненужными» одни магазины и «нужными» какие-то другие, ведь покупатели голосуют кошельком, а действительно лишние объекты исчезают сами. В пресловутых цивилизованных странах ситуация совсем иная.

Эти примеры, к сожалению, можно продолжать долго.

Итак, на глазах у всех в Москве, столице великой страны, городе, где проживает и работает почти 10% населения России, узкая группа чиновников и приближенных к ним клановых структур выстроила в собственных интересах откровенную «систему кормлений» и «откупов» в сфере розничной торговли.

При этом те же самые чиновники, которые не дают развиваться розничной торговле по европейскому, цивилизованному, пути, которые виновны в неприглядном внешнем виде ларьков, павильонов, рынков, ярмарок, тонаров и пр., те же чиновники бессовестно обзывают мелкую розницу «нецивилизованным» форматом торговли! Это стало уже общим местом в борьбе с малым торговым бизнесом.

Чиновники, одной рукой сохраняя и поощряя «Черкизон» и подобные ему структуры, находящиеся в «правильных» руках, другой рукой уничтожали остатки мелкой розницы, клеймя ее «нецивилизованной» и загоняя, опять же, в дружественные структуры, также далекие, как мы знаем, от цивилизованности. А в действительно хорошие места допуская только сетевые структуры, во многом дружественные властям.

Мы с ужасом видим, что власти многих российских городов, видя такой пример безнаказанности построения в столице России «системы кормлений» и «откупов» в розничной торговле, действуют схожим образом, о чем мы имеем многочисленные свидетельства от наших коллег и партнеров в других городах. Мэры городов в регионах буквально «смотрят в рот» московским чиновникам и с радостью зачищают территорию от конкуренции местным крупным торговым сетям.

В результате мы пришли к тому, что за почти 20 лет в Москве так и не сложился крепкий слой мелких собственников-буржуа, мало самозанятого населения, которое является ополотом стабильности и развития любого современного цивилизованного общества. Большинство московских и российских торговцев, если они не разорились, так и остались бесправными арендаторами, не став крепкими собственниками.

 

Мы уверены, что если кардинально изменить государственную политику в отношении малого торгового бизнеса, дать ему уверенность в завтрашнем дне, стабильность и гарантии сохранения и приумножения их труда, то уже через несколько лет мы увидим возрожденную Москву, Москву, в которой комфортно и удобно жить и работать, Москву богатую, недорогую, красивую, ухоженную и колоритную!

 

Достаточно взять за пример образцы организации мелкорозничной торговли в Западной Европе и США.

Мы предложили бы рассмотреть комплекс мероприятий, направленных на освобождение мелкорозничной торговли от коррупционных схем и придания ей цивилизованного характера:

1)      необходимо отказаться от термина «нецивилизованный» применительно к мелкорозничной торговле. Во всех цивилизованных странах она существует, и ее права защищены. Кроме того, нецивилизованность внешнего вида такой торговли, как мы выяснили, проистекает из московской системы кормлений. Поэтому нужно изменить и саму торговлю, и отношение к ней. А называть дальше мелкую торговлю нецивилизованной, на наш взгляд, некорректно и нечестно, как если бы насильник, надругавшись над женщиной, стал бы после упрекать ее в бесчестье;

2)     необходимо установить единые правила определения мест для торговли, по которым любой предприниматель, производитель может легально осуществлять розничную торговлю через автолавки, тонары, автокафе, палатки, иные мобильные объекты, признаваемые цивилизованными во всем мире, без мучительных согласований места размещения и прочих коррупционных процедур.

3)     необходимо установить единые технические характеристики и требования к внешнему виду для мобильных и нестационарных торговых объектов – автолавок, тонаров, палаток, тентов и пр., чтобы были четкие критерии соответствия их нормальному внешнему виду и недопущения произвольного отнесения их к «нецивилизованным» объектам;

4)     необходимо максимально расширить ярмарочную торговлю и привести ее к общеевропейским стандартам, когда ярмарка – не коммерческое предприятие «организатора ярмарки», а возможность мелкому торговцу и производителю сбывать на регулярной основе свои товары с соблюдением установленных правил;

5)     необходимо привести санитарные и ветеринарные требования к торговле в соответствие с реалиями и устранить излишние препоны, очевидно существующие еще с советских времен и даже усиленные за последние годы;

6)     нужно демонтировать и ликвидировать коррупционные государственные и муниципальные органы, чтобы устранить дальнейшую монополизацию розничной торговли. По нашему мнению, в современной цивилизованной рыночной экономике нет места такому пережитку, как «органы по потребительскому рынку» на всех уровнях. Потребности размещения торговли и сферы услуг, безусловно, должен определять рынок, а не воля чиновника. Расформирование Департамента потребительского рынка и услуг и подведомственных ему органов было бы очень весомым вкладом в борьбу с коррупцией и излишними административными барьерами;

7)     необходимо полностью отказаться от нецивилизованной практики решения вопросов с мелкой торговлей в виде сносов, рейдов, демонтажей с широкого плеча и пр. Это дополнительно свидетельствует о неуважении властей к такому сегменту малого бизнеса, как мелкорозничная торговля – а это все-таки около 90 процентов малого бизнеса и единственный реальный конкурент сетевым структурам.

8)     Необходимо существенно расширить предложение по приватизации объектов нежилого фонда в г. Москве, отказаться от практики имитации продажи объектов, чтобы хотя бы обозначить дефицит площадей.

 

Мы убеждены, что невозможно провести модернизацию страны, в столице которой человек не может считаться достойным завести стабильный и защищаемый законом и государством малый бизнес, если у него нет в кармане нескольких сот тысяч долларов. Мы считаем, что нужно всеми способами построить в Москве цивилизованную мелкорозничную торговлю, и мы готовы всячески содействовать этому.

Но сделать это можно только цивилизованными способами, которые, как нам кажется, мы и предлагаем.

 

Приложения:

1)     Фотографии мобильной и ярмарочной торговли в развитых индустриальных странах– в Европе и США (полную версию можно посмотреть в галерее на сайте www.profpred.ru);

2)     Доклад Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по мелкорозничной и ярмарочной торговле от 1 февраля 2010 года «О критической ситуации в мелкорозничной и ярмарочной торговле в России и о путях решения проблемы».

 

С уважением,

 

Председатель

Объединенного координационного совета,

 

Председатель Комиссии ОПОРЫ РОССИИ

по мелкорозничной и ярмарочной торговле                                                 В.Г. Максимов

 

 

 

 


Адрес: 123001, г. Москва, Вспольный пер., д. 3, стр.1-2
Тел.: +7 (495) 690-16-52 , Тел./факс: +7 (495) 212-13-84
E-mail: info@profpred.ru
Copyright 2009. Межрегиональный профсоюз предпринимателей.

Дизайн и разработка
ООО "Брендинговое агентство «Четвертый размер»"